|
Г.Абазид Россия и Святая земля (ч.2)
| 20.11.2011, 10:36 |
В течение XVI-XVII веков Русское
государство усиленно занималось перенесением святынь с Востока. В
основном их привозили просители. Постепенно количество этих святых мощей
стало весьма значительным: это были части мощей св. Пантелеймона,
Иоанна Златоуста, св. Луки, Иоанна Крестителя, Андрея Первозванного,
Игнатия Богоносца, Марии Магдалины, царя Константина, апостола Филиппа.
Русское государство и церковь щедро одаривали просителей милостыни,
которые привозили с собой святыни. Сосредоточение христианских святынь в
Москве поднимало её значение и позволяло говорить о ней как о «третьем
Риме». В Москву, становившуюся столицей православного мира,
направлялись с Востока теперь уже все гонимые, бедные, нуждающиеся в
помощи и поддержке, включая и самих восточных патриархов. Так в Москве
постепенно складывался новый центр православия, который должен был
заменить Византию, оказавшуюся в составе Османской империи. В 1590 году
Константинопольский собор признал учреждение московского патриаршества. С
середины XV века происходила активизация поломничества наоборот:
представители восточных церквей прибывают в Москву за покровительством и
милостыней. Побывали в Москве официальные просители из афонских
монастырей, из сербских, с Синая и других мест. Их принимали хорошо и
щедро одаривали представляемые ими монастыри или кафедры. Основная
помощь Московского государства долгое время состояла в первую очередь в
передаче щедрой милостыни. Но, начавшись с простой благотворительности, с
течением времени покровительство Москвы послужило усилению влияния на
восточных патриархов. Постепенно речь стала идти уже и о политическом
покровительстве, о необходимости защиты всех православных народов
Ближнего Востока. Очень тесные отношения завязались между Москвой и
Иерусалимом. В 1559 году, узнав от синайских старцев о бедствиях,
претерпеваемых христианами, Иван Грозный послал на Восток купца Ивана
Позднякова с щедрыми царскими подарками для всех восточных патриархов.
После тяжёлого периода Смутного времени отношения с Востоком
восстановились и в 1619 году Москву посетил Иерусалимский патриарх
Феофан. С этого приезда из Иерусалима стали поступать в Москву
регулярные грамоты о положении дел на Святой земле, о той упорной
борьбе, какая шла за право обладать святыми местами. Из Москвы поступали
средства Иерусалимскому патриархату для покупки и сохранения святых
мест в Палестине. В те времена Русское государство почти не имело
при иностранных дворах постоянных послов, которые бы на месте следили за
развитием политической ситуации. Знание положения дел в Османской империи
имело исключительное значение. Поэтому контакты с восточными патриархами
были очень важны. Восточным патриархом, сыгравшим видную роль в
российской истории, был Антиохийский патриарх Макарий (1648 -1672),
сирийский араб родом из Алеппо. Он стал вторым Антиохийским патриархом,
посетившим Россию. Его предшественник, патриарх Иоаким приезжал в Москву
при царе Фёдоре Иоанновиче в 1586 году, когда первым из восточных
патриархов принял участие в обсуждении вопроса об учреждении Московского
патриаршества. Владыка Макарий посетил Москву дважды, очевидно, первая
поездка была совершена по личному приглашению видного русского
церковного деятеля Арсения Суханова, известного своим участием в
дискуссиях с греками о вере. Он не раз был на Ближнем Востоке и проезжал
через Сирию, где в 1652 году в Дамаске «стоял у патриарха
Антиохийского». Вскоре после отъезда Суханова патриарх Макарий и
отправляется в Москву. Эта первая поездка продолжалась с 1654 по 1656
год. И всё о ней самым подробным образом изложено в выдающемся труде
«Путешествие Антиохийского патриарха Макария в Россию в половине XVII
века, описанном его сыном архидиаконом Павлом Алеппским». Эта
замечательная книга есть в фондах библиотеки РКЦ в Дамаске. Она содержит
массу интереснейших сведений о жизни России XVII века и прилегающих
стран, даёт портреты виднейших деятелей той эпохи – царя Алексея
Михайловича, патриарха Никона, бояр, князей, духовенства. С огромным
интересом читаются главы, посвящённые Украине, Богдану Хмельницкому. А
тема эта для наших современников представляет огромный интерес, поэтому
свидетельства авторитетных очевидцев, таких как сам владыка Макарий и
его сын архидиакон Павел, очень важны для понимания сути происходивших
тогда грандиозных перемен в землях казаков и в Московии. Павел Алеппский
ни разу не употребил слова «Украина» во всём своём огромном труде,
потому что тогда этого названия ещё не существовало. Земля казаков в
те времена находилась в полосе непрерывных войн с Польшей и Турцией.
Патриарх Макарий был восхищён личностью гетмана Зиновия Хмеля – Богдана
Хмельницкого, его борьбой с врагами земли казаков, верностью гетмана и
народа страны казаков православию. Макарий благословил гетмана на
великие деяния во славу земли его и народа. Пребывание патриарха
Макария в Валахии и Молдавии по дороге в Россию, совпало с падением там
господаря и началом междоусобной войны, поэтому труд Павла Алеппского
является одним из важнейших источников по истории Румынии XVII века.
Но самая значительная часть сочинения занята описанием долговременного
пребывания владыки патриарха и его сына в России и рассказами о
событиях, происходивших на их глазах. По полноте и богатству содержания
это один из самых лучших и ценных письменных памятников по истории
России XVII века, превосходящий все известные записки тогдашних
европейских путешественников. Те были иноверцы и с предубеждением
смотрели на весь строй русской жизни, особенно религиозной. Не таким
было положение патриарха Макария, приехавшего за сбором при царе Алексее
Михайловиче, отличавшемся необычайной набожностью и особым уважением к
духовенству. Патриарха Антиохийского царь полюбил и не отпускал от себя
долго, чувствуя, что его пребывание благословенно для России. А Макарий
был восхищён набожностью царя и всего народа русского и его необычайным
терпением. Надеемся, что кого-то заинтересует эта тема, связанная с
историей отношений России и Сирии, двух стран, которые стали нашей
общей судьбой.
|
Категория: Абазид Г. | Добавил: Клуб-Родник
|
Просмотров: 1580 | Загрузок: 0
|
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
| |