|
Всего материалов в каталоге: 21 Показано материалов: 1-20 |
Страницы: 1 2 » |
Чужой язык, чужие нравы. И не зеленые дубравы, Лесов безбрежье и полей, А каменистые выршины Пустынных гористых цепей. В людских селениях стояли Дома из каменного блока. И окон, скрытых в стенах, око Во двор смотрело одиноко. Двор был стеною окружен, Во всех дворах один закон: то только там, за толщей стен Был дан простор для перемен. Оазис пышный буйно цвел, Букетом роз, дерев был двор, И посреди фонтан журчал, Собою как бы означал Он символ жизни взаперти. Зато вне стен пришлось расти Сухим стеблям, одним колючкам. И не было на небе тучки, С которой вдруг сквозь молний блеск Дождя раздался пенный плеск. И только жар лучей своих На землю солнце посылает - И вся земля тогда пылает. Увидя все воочию, Спешишь скорей вернуться в дом. И всё ж во всём есть красота. Сады весною так цветут - Часами можно любоваться. И виноградники плодятся, Цветов разнообразный рай - Ты не ленись, а поливай. А там, вдали, за цепью гор, И моря синего простор. Его живая красота Покой и мир душе дает. Звездами полон небосвод... Но мне милее край родной.
|
Возвращаюсь с дружеских посиделок. Ночь.
Кольцевая. Справа огни города, зеленые огни мечетей, огни фонарей. Слева
притихшие темные плантации кактусов. При свете дня в совокупности с
желто-зеленым напоминает картины Винсента Ван Гога. Про себя называю
"моя маленькая Страна - Дамаск". Из приоткрытого окна машины тянется
широкая лента ночной прохлады. Лента ласкает платок, которым прикрыта
шея и чуть задевает щеку. Я устала, я почти разобрана на малюсенькие
детальки. Мой мобильный ободряюще улыбнулся и разразился трелью. Я
подмигиваю мобильному и отключаю его. Смотрю на небо. Не отличить от
речной воды, но она не отражает многочисленные огни города. Слева
заглядывает луна. Сегодня она равнодушно-унылая. Видимо, надоели ей все
эти предсказания и гадания . Да и астрологи в последнее время изрядно
врут, списывая все на лунное затмение. Где-то я читала, что небо -
отражение человеческих мыслей. Это дамасское небо похоже на первичную
похлебку мироздания. И в ней, как в огромной кастрюле, плавают отдельные
судьбы. Вот кто-то запускает в котел проворную смуглую руку и достает
горсть жизней. Все просто. Все сложно. Сегодня на девичнике
разговор шел о совместной жизни. Меня в дрожь бросает от мысли, что все
когда-нибудь кончается. И что за повседневной суетой мы со временем
просто не различаем тех людей, которых когда-то любили, становясь
равнодушными. Я подумала, что Адаму с Евой было проще, ведь их было
только двое в этом мире. Потом вспомнила про Ирину. Потом снова подумала
про котел мироздания. Меня рука вытащила вместе с этими людьми, и я
рада, что они есть рядом. А если бы случились другие люди, что тогда?
Тогда было бы иное небо, не дамасское. А пока по этому безоблачному небу
разбросаны миллиарды звезд, будто кто-то мешает зелье жизни, чтобы
снова рукой зачерпнуть из него немного судеб. Я снова думаю об окончании
всех дорог, о привычках, о лунном равнодушии и самом первом, еще
райском, чувстве. А маленькая Страна – Дамаск продолжает спать под
разноцветным одеялом снов, чтобы завтра отражать свои мысли в высоком,
голубом и безоблачном небе. |
Человек часто берётся за перо отнюдь
не «самовыражения» ради (оно всего лишь следствие), а из-за того, что
его настойчиво преследуют какие-нибудь вопросы не слишком совместимые с
параметрами его души, не разрешаемые с лёгкостью на бытовом уровне.
Мне кажется, прочитавшие сборник стихов Ольги Сурновой,понимают, что за
строчками стоят проблемы жизни и в бОльшей степени, жизни вне Родины.
При всех несовершенствах написанного,качестве и объёме опыта
литературных навыков, автор искреннен, открыт. А это задевает читателя.
Думаю, не ошибусь,если скажу, что О.Сурнова не претендовала на
писательское звание. Но тем не менее, в том, что она писала было
индивидуальное интонирование, звучал голос её души. Сарнова обрела для
себя одну из истинных форм счастья – творческую речь. Творческий
акт сродни медитации, он позволяет вернуть себя себе, независимо от
внешних обстоятельств (заботы-хлопоты-беды...), выпрямляет «больные
позвонки». В любой, даже очень благополучной жизни,иной раз
происходит нечто, вынуждающее(пусть на время) отказаться от себя, с
чем-то смириться, в чём-то пойти на болезненный компромисс. Чаще всего с
этим приходится иметь дело людям, по воле судьбы оказавшимя в чужой
стране, обществе, где ох, как многое не-по-нят-но. И чтобы не выживать, а
жить, необходима гибкость. Как её приобрести, каждый решает сам. В
противном случае, придётся либо сломаться, либо жить в согбенном
состоянии, наносящем непоправимый ущерб личности. Ольга Сурнова
нашла для себя опору в слове. И мне кажется, что написание рифмованных
строчек было для неё вовсе не способом самоутверждения. С позиций
житейских, всё у Сурновой, что называется, как у людей: родилась,
училась, вышла замуж, сама детьми обзавелась,растила их. Но ей было
важно что-то ещё! Горы рукописей, над которыми работали наши
соотечественницы (И.Б.Атфе, Г.А.Абазид, Л.А.Декельбаб) - свидетельство
того, как русская женщина, чьей памяти мы посвящаем сегодняшний вечер,
старалась не потерять собственный голос.Это и есть самоозознание.
Самоосознание помогало Ольге Сурновой в нелёгкие моменты (пусть лишь для
себя самой) менять картину мира. А мир при всей объективности, для
каждого в отдельности таков, каким мы его умеем видеть. Наша
соотечественница, Ольга Васильевна Сурнова видела мир красивым и добрым.
___________________ Октябрь 2010г. |
Сирия
Восточная сказка таинственной ночи, О, сколько историй ты мне напророчишь. О, сколько мгновений и странствий души, Что оказалась с тобою в тиши. О Сирия, древний цветок нераскрытый, В тебе сколько тайны, что временем скрыта
Курды
Древний народ междуречья, у них другие наречья Другие у них и язык и манеры. Они законодатели своей отдельной веры. Курдами названы были они, но нет пока их отдельной страны. Страна мечтаний Курдистан Что объединит так много стран. В ней ненависти нет и войны И все в ней очень дружны
|
Г.Абазид Мы Прошлых заслуг не считаем, По ветру держим нос, Связи приобретаем, Это главный вопрос! Жизнь закрутила круто, Кого-то в тиски взяла, Сыпнула сахар кому-то: «Глотай, пока не отняла!» Мчатся дни, пролетая, Только вдруг в суете Мысль промелькнёт простая: «Прежние как? Как те?» Их отшвырнуло время, Подняло нас на щит. Но вот уже новое племя Нас затоптать спешит. Хотим шагать по полю мирному, Посты командные занять спеша, Но в пятки ухает душа: Нас гонит жизнь по полю минному. |
В течение XVI-XVII веков Русское
государство усиленно занималось перенесением святынь с Востока. В
основном их привозили просители. Постепенно количество этих святых мощей
стало весьма значительным: это были части мощей св. Пантелеймона,
Иоанна Златоуста, св. Луки, Иоанна Крестителя, Андрея Первозванного,
Игнатия Богоносца, Марии Магдалины, царя Константина, апостола Филиппа.
Русское государство и церковь щедро одаривали просителей милостыни,
которые привозили с собой святыни. Сосредоточение христианских святынь в
Москве поднимало её значение и позволяло говорить о ней как о «третьем
Риме». В Москву, становившуюся столицей православного мира,
направлялись с Востока теперь уже все гонимые, бедные, нуждающиеся в
помощи и поддержке, включая и самих восточных патриархов. Так в Москве
постепенно складывался новый центр православия, который должен был
заменить Византию, оказавшуюся в составе Османской империи. В 1590 году
Константинопольский собор признал учреждение московского патриаршества. С
середины XV века происходила активизация поломничества наоборот:
представители восточных церквей прибывают в Москву за покровительством и
милостыней. Побывали в Москве официальные просители из афонских
монастырей, из сербских, с Синая и других мест. Их принимали хорошо и
щедро одаривали представляемые ими монастыри или кафедры. Основная
помощь Московского государства долгое время состояла в первую очередь в
передаче щедрой милостыни. Но, начавшись с простой благотворительности, с
течением времени покровительство Москвы послужило усилению влияния на
восточных патриархов. Постепенно речь стала идти уже и о политическом
покровительстве, о необходимости защиты всех православных народов
Ближнего Востока. Очень тесные отношения завязались между Москвой и
Иерусалимом. В 1559 году, узнав от синайских старцев о бедствиях,
претерпеваемых христианами, Иван Грозный послал на Восток купца Ивана
Позднякова с щедрыми царскими подарками для всех восточных патриархов.
После тяжёлого периода Смутного времени отношения с Востоком
восстановились и в 1619 году Москву посетил Иерусалимский патриарх
Феофан. С этого приезда из Иерусалима стали поступать в Москву
регулярные грамоты о положении дел на Святой земле, о той упорной
борьбе, какая шла за право обладать святыми местами. Из Москвы поступали
средства Иерусалимскому патриархату для покупки и сохранения святых
мест в Палестине. В те времена Русское государство почти не имело
при иностранных дворах постоянных послов, которые бы на месте следили за
развитием политической ситуации. |
А.Казанский Алма-Атинцы, чьё детство прошло в этом городе, так в шутку переиначили текст известной песни: «Иду по Винодельческой, Зайду на Многоводную, И на Подгорной улице Я постою в тени... Вишневая, Грушовая, Садовая и Дачная - Как будто в детство давнее Вы дали мне ключи». Район Алма-Аты, где существуют улицы с фруктовыми названиями, горожане называют КОМПОТ. ....Спортивное детство в КОМПОТЕ 50-х годов...
.... Не только спорт занимал нас. Слава Богу, не было тогда еще
телевизора - этого пожирателя времени, зато были всеми любимые народные
игры. С утра до ночи мы были готовы играть во что угодно. Сейчас люди совсем другие, дети либо к компьютерам прилипают, либо им вовсе не до детских игр....
Плодово-ягодный район Алма-Аты, за Пугасовым мостом через речку Малая
Алмаатинка все очень любили, особенно спортсмены, учёные и писатели.
Речка эта летом обычно мелеет, а весной бурлит, как и все горные речушки
Заилийского Алатау. Тишина, птички поют, ягоды да фрукты, пожалуйста –
срывай и не поленись, до рта донеси. Весной конечно, в Алма-Ате просто
рай земной, всё цветет, а зелень ярко-зелена. Тут же, вблизи Пугасова
моста на улице Грушовой растёт могучий дуб в три обхвата, возрастом в
три века, не менее. Около него-то и находилась наша любимая Детская
библиотека имени Крылова (бывший дом купца Пугасова) и знаменитая
Алма-Атинская Полянка, где мы затевали разные игры. Да-аа, игры... Какие были игры! Помню и "Казаки и разбойники", и
"В кандалы закованы", и "А мы просо сеяли, сеяли...". Что такое просо,
как его вытоптать конями мы, конечно же, не задумывались тогда, просто
ритуально пели, вернее, кричали что-то. Однако, не эти игры остались
ярким воспоминанием, а исконно среднеазиатские: асыки, алче, таган, круг
и дорчке (слова -то какие!). Вижу: на алматинских улицах мальчишки иногда еще играют в асыки. Это чисто весенняя игра.
Что такое асык, сейчас не все знают. Поясню, хотя и сам не очень в
ладах с анатомией. Есть такой "подшипник" в коленном суставе у баранов и
овец. Желательно все же, у первых брать его. Тогда можно сделать
хорошую саку. У русских есть подобная игра. Называется бабки. Так вот,
сака у нас, это как бита в бабках. Когда у тебя хорошая сака, то шансы
на выигрыш резко возрастают, так как в неё больше свинца можно залить.
Знаю, что раньше ханским и султанским детям их даже золотом (казахск.-
алтын) заливали. Есть в Казахском театре драмы спектакль, который так и
называется - "Алтын Сака". А саки красились в разные цвета; в
зависимости от размера и цвета они имели свои имена и разную цену. Самые
дешёвые маленькие "простушки" никогда не красили. |
Казалось бы, богатый фруктами город Алма-Ата вселял надежду, что здесь от голода никто не умрёт. Но обилие фруктов не компенсировало недостаток хлеба. Люди болели дизентерией, их одолевали поносы, были даже случаи холеры. Зима 1942-1943 годов была голодной и холодной. Мама поступила на физико-математический факультет педагогического института. Просыпаясь ночью, я видела, как в слабом свете коптилки, а чаще – лучины, мама склоняется над книгами, готовится к занятиям. Она твёрдо шла к цели: прокормить меня, бабушку, себя – в последнюю очередь. Я, конечно, обзавелась подругами, мы во что-то играли, но помню, что моей мечтой было заиграться так, чтобы забыть о голоде. Вообще, я была девочкой не по годам сознательной и не требовательной.
В 6 лет мне доверили каждый день ходить с нашей окраинной Дачной улицы в
центр, на Пушкинскую, к тёте Оле за баночкой супа и чем-нибудь на
второе для бабушки. Для меня эта еда не предназначалась, я это твёрдо
помнила. Медленно шла я по длинной Кировской, мимо дома артистов (в
Алма-Ату был эвакуирован «Мосфильм»), по мосту через бурную горную
Алма-Атинку, а дальше - наш район: Дачная, Грушовая , Яблочная. Только один раз я не удержалась: очень соблазнительна была жареная рыбка. Я отщипывала от неё по кусочку, мне казалось, что осталось ещё очень много, но принесла я бабушке рыбий скелет. Мне было очень стыдно, я так плакала, что меня простили. К лету я сильно похудела, ослабла и меня смогли устроить в оздоровительный центр, где нам давали кашу и молоко.
Там я пережила сильное потрясение: нянечка наливала горячее молоко в
стеклянную банку, банка лопнула и молоко оказалось на полу. Этого я не выдержала, мне было жалко молоко, я горько плакала. Летом меня отправили во Фрунзе (Бишкек), к другой маминой сестре, которая получала продукты – паёк мужа с фронта.
Там я увидела тушёнку, яичный порошок. Но мой организм долго не
принимал такой еды. Потом всё наладилось, я стала похожей на человека. У тёти была дочь Аня. Мне было 6 лет, ей – 3 года. Я чувствовала себя взрослой.
Меня определили в группу на детской площадке. Там нас развивали каждый
день до обеда, иногда даже водили в кино, потом давали сладкую булочку и
отправляли домой. Ни разу я эту булочку не съела – приносила Ане. Ведь я была большая, а она маленькая. |
Мы с мамой эвакуировались из Владикавказа (Северная Осетия) летом 1942
года, когда немцы устремили свои главные силы на Кавказ. Взять
Владикавказ означало для них открыть дорогу на Баку, к нефти. Мы
уехали из города с последним эшелоном, в который попали благодаря
папиному другу – инженеру: его завод отправляли в Казахстан. Немцы
уже в полутора километрах от города; отец был на фронте, мать и сёстры
моей матери жили в Алма-Ате. Выбора у нас не было. |
В нашем алтайском посёлке около Лениногорска жили не только пленные немцы (об Рудольфе я уже рассказала).
Зимой 1944-1945 годов к нам привезли высланных с Кавказа чеченцев, и у
меня появился ещё один друг, которого я помню всю жизнь. На мой тогдашний взгляд, чеченец Хадэр был уже старым. Внешность его была устрашающая: высокого роста, могучего телосложения, с орлиным носом, чёрной бородой и сверкающими глазами. |
Г.Абазид
Уходят русские женщины.
Когда, окончив жизни путь, они уйдут, То в землю их сирийскую сухую, Сурово каменистую, святую С молитвою вдали от Родины кладут.
На погост их снесут христианский, А, быть может, и мусульманский. Душу, совесть, не бренную плоть Видит в людях Единый Господь.
За плечами их долгий путь, И настала пора отдохнуть. Пусть душа их покой обретёт. Боль проходит, когда жизнь пройдёт. |
И.Атфе
Ах, какое небо предзакатное!
Розово-багряное, в огне…
Эту ширь для глаза неохватную,
Буду видеть в яви и во сне!
В жизни заплутаю и запутаюсь –
Заревом дорогу освети,
В серый плащ печали я закутаюсь –
Ты его огнями расцвети!
Молитва
Пусть мои родные не страдают,
Пусть от них клубятся вдалеке
Тучи, что так низко нависают,
Стелются по жизненной реке.
Пусть минуют их дожди и бури,
Ноша не оттянет плеч в пути,
Солнце пусть сияет им в лазури,
Лунный свет дорогу осветит. |
Г.Абазид
1.12.2010
Неладное творится что-то в мире.
Декабрь, в Дамаске жарко днём и 25,
Как будто лето возвращается опять.
В Москве нет снега и мороз, 24!
***
На даче сушь и надо поливать.
Дождя деревья, как и люди, устали ждать.
Теплом обманутые набухают почки,
А на сирени новые листочки!
***
Вот рядом с апельсинами цветы на ветке
И духом флёрдоранжа удивляют.
Нади ними пчёлки чёрно-желтой меткой,
Они нечаянный декабрьский нектар сбирают.
***
В природе непорядок, явный сбой,
Который может нам грозить бедой.
Неужто люди кару заслужили
Тем, что всесильными себя вообразили? |
Г.Абазид (12.12.2010) Снег в Дамаске
По дому от окна к окну брожу,
Забыв про всё хозяйство и дела.
В Дамаске снег, я на него гляжу
И наглядеться не могу: зима пришла!
Не каждый год нас радует снежком
И зимним настроением погода.
Но нынешним декабрьским деньком
Враз с осенью покончила природа.
Снег лёг на пальмы и газоны,
Кусты у дома он в сугробы превратил,
Засыпал подоконники, балконы
И шапкой-невидимкою Касьюн накрыл.
Здесь не бывает настоящих снежных зим,
Недолго наслаждаться нам и этим снегом.
Поэтому я целый день любуюсь им,
Его бесшумным от небес на землю бегом.
На улице мальчишкам снег летит в лицо,
А хлопья крупные, как белое куриное яйцо.
Снесла их туча-птица, что своим крылом
Накрыла город, будто сказочным ковром.
Пусть короток спектакль, где снег играет
Роль главную на зимней сцене, как всегда,
Волнует он и вновь напоминает
Мне детство и Сибирь, счастливые года.
По дому от окна к окну брожу,
Забыв про всё хозяйство и дела.
В Дамаске снег, я на него гляжу
И наглядеться не могу: зима пришла! |
Г.Абазид
Когнитивный диссонанс
Как-то вечерком подруга звонит
И со вздохом глубоким мне говорит:
Нету нового у меня словаря,
Провозилась столько времени зря.
«Когнитивный диссонанс» что такое?
Не даёт этот вопрос мне покоя.
Нахожу ответ по новому словарю
И подруге в трубочку говорю:
Понятие «когнитивный диссонанс» -
расхождение имеющегося у субъекта опыта с восприятием актуальной ситуации.
Бог ты мой! – в трубке слышу я, -
Проще можно? – взмолилась подруга моя.
Ты по-русски, по-нормальному говори,
Чтобы я запомнить могла, не мудри!
Призадумалась я: как же быть?
Как подруге всё про диссонанс разъяснить?
Например, получаешь ты первый аванс,
А имеешь – когнитивный диссонанс!
Обещали платить по две штуки,
А выдали по сто долларов в руки!
Или: было у тебя столько-то деньжат,
Которые в банке на счету лежат.
На ремонт половину ты б потратить могла,
А потратила всё да ещё заняла.
Если так повёл себя твой баланс,
В результате тот самый имеешь ты диссонанс.
Так бы и сказала сразу, - подруга откликается, -
Это же по-русски ОБЛОМОМ называется! |
Г.Абазид
Зимний сад
Хотя по многу-многу лет живём на юге,
Ассоциации храним мы, милые подруги,
Северян: коль речь зайдёт про зимний сад,
Перед глазами все в снегу деревья голые стоят.
***
Но здешний сад и зимнею порой
Нас разноцветья радует игрой.
На ветках цитрусы – оранж и желтизна.
Средь зелени издалека их красота видна.
***
Для глаз привычной не становится картина:
Все в белых звёздочках кусты жасмина,
Как кровь, алеет на герани цвет,
А рядом – кремовый нарциссовый букет.
***
К зиме алоэ все султанами покрылись,
Цветы на ноготках под грушей распустились,
Средь кругленьких листков мерцают и манят
Фиалки фиолетовыми брызгами меня.
***
А вот, своим глазам не веришь ты,
На розе запоздалые цветы.
Бутончики раскрылись в декабре
И так стоят, хотя зимы средина на дворе.
***
Брожу по саду зимнему, дивлюсь,
Наверно, к старости сентиментальной становлюсь.
Ведь всё же, всё ж мне красота близка
Не пышной розы, а простого ноготка.
Оранжевые яркие цветки
Напоминают мне сибирские жарки. |
Задолго до 988 года, то-есть до принятия на Руси христианства, славяне знали дорогу на Ближний Восток и имели представление о его обитателях. В VI –VII в.в. русские служили в византийских войсках, в том числе, на территории Сирии. В IX веке арабский географ Ибн Хордабех писал, что «русские из племени славян вывозят меха бобров и черно-бурых лисиц из самых отдалённых концов славянской земли и продают на берегах Румского ( Средиземного) моря. Иногда уличи и тверцы со своими товарами добирались даже до Багдада. Ближний Восток и Святая земля с её религиозными памятниками стали особо интересны и близки русским людям в эпоху Киевской Руси при великом князе Владимире Святославиче после принятия христианства в качестве государственной религии. К тому времени относится установление самых тесных контактов между православным русским и восточным духовенством. Митрополит Киевский назначался тогда из Византии. Святой Михаил, первый митрополит Киевский, был родом сириец. В 989 году он прибыл к святому ровноапостольному князю Владимиру на служение. Он ревностно проповедовал Святое Евангелие, крестил и поучал новообращённых, основывал первые христианские храмы и духовные училища. Преставился этот мудрый, тихий, но строгий иерарх в 992 году и был погребён в Киеве, в Десятинной церкви Пресвятой Богородицы. Постепенно сложилась традиция не только среди церковных деятелей, но и среди простых мирян совершать паломничество к святым местам. Огромное число русских паломников отправлялось в далёкое и трудное путешествие к святым местам Палестины, а также Малой Азии, Египта и Сирии. Особо следует здесь сказать о Сирии. Историческая Сирия включает, как известно, кроме Палестины, нынешний Ливан, Израиль, Иорданию и собственно Сирию. На земле Сирии – одной из крупнейших провинций Римской империи - и родился Иисус Христос. Здесь слово Божие проповедовали Его ученики, здесь создавались и первые христианские общины, здесь звучало живое апостольское слово, здесь хранятся материальные и духовные свидетельства возникновения и раннего существования христианства. Здесь, под Дамаском, в Маалюле и ещё двух деревнях до сих пор истинно чудесным образом сохранился живым язык Христа – арамейский. |
И.Атфе
Вот ноябрь на дворе.
Весела, бодра природа,
Не нахмурилась погода,
Нет тумана на горе.
Что цвело, то и цветёт,
Что росло – произрастает,
Ветер облачка несёт,
Промелькнут и вмиг растают.
Где дожди, где ветра вой,
Всё, что осенью бывает,
Всё, что близко нам с тобой,
Что Россией называют? |
| |