|
В разделе материалов: 3 Показано материалов: 1-3 |
|
Задолго до 988 года, то-есть до принятия на Руси христианства, славяне знали дорогу на Ближний Восток и имели представление о его обитателях. В VI –VII в.в. русские служили в византийских войсках, в том числе, на территории Сирии. В IX веке арабский географ Ибн Хордабех писал, что «русские из племени славян вывозят меха бобров и черно-бурых лисиц из самых отдалённых концов славянской земли и продают на берегах Румского ( Средиземного) моря. Иногда уличи и тверцы со своими товарами добирались даже до Багдада. Ближний Восток и Святая земля с её религиозными памятниками стали особо интересны и близки русским людям в эпоху Киевской Руси при великом князе Владимире Святославиче после принятия христианства в качестве государственной религии. К тому времени относится установление самых тесных контактов между православным русским и восточным духовенством. Митрополит Киевский назначался тогда из Византии. Святой Михаил, первый митрополит Киевский, был родом сириец. В 989 году он прибыл к святому ровноапостольному князю Владимиру на служение. Он ревностно проповедовал Святое Евангелие, крестил и поучал новообращённых, основывал первые христианские храмы и духовные училища. Преставился этот мудрый, тихий, но строгий иерарх в 992 году и был погребён в Киеве, в Десятинной церкви Пресвятой Богородицы. Постепенно сложилась традиция не только среди церковных деятелей, но и среди простых мирян совершать паломничество к святым местам. Огромное число русских паломников отправлялось в далёкое и трудное путешествие к святым местам Палестины, а также Малой Азии, Египта и Сирии. Особо следует здесь сказать о Сирии. Историческая Сирия включает, как известно, кроме Палестины, нынешний Ливан, Израиль, Иорданию и собственно Сирию. На земле Сирии – одной из крупнейших провинций Римской империи - и родился Иисус Христос. Здесь слово Божие проповедовали Его ученики, здесь создавались и первые христианские общины, здесь звучало живое апостольское слово, здесь хранятся материальные и духовные свидетельства возникновения и раннего существования христианства. Здесь, под Дамаском, в Маалюле и ещё двух деревнях до сих пор истинно чудесным образом сохранился живым язык Христа – арамейский. |
В течение XVI-XVII веков Русское
государство усиленно занималось перенесением святынь с Востока. В
основном их привозили просители. Постепенно количество этих святых мощей
стало весьма значительным: это были части мощей св. Пантелеймона,
Иоанна Златоуста, св. Луки, Иоанна Крестителя, Андрея Первозванного,
Игнатия Богоносца, Марии Магдалины, царя Константина, апостола Филиппа.
Русское государство и церковь щедро одаривали просителей милостыни,
которые привозили с собой святыни. Сосредоточение христианских святынь в
Москве поднимало её значение и позволяло говорить о ней как о «третьем
Риме». В Москву, становившуюся столицей православного мира,
направлялись с Востока теперь уже все гонимые, бедные, нуждающиеся в
помощи и поддержке, включая и самих восточных патриархов. Так в Москве
постепенно складывался новый центр православия, который должен был
заменить Византию, оказавшуюся в составе Османской империи. В 1590 году
Константинопольский собор признал учреждение московского патриаршества. С
середины XV века происходила активизация поломничества наоборот:
представители восточных церквей прибывают в Москву за покровительством и
милостыней. Побывали в Москве официальные просители из афонских
монастырей, из сербских, с Синая и других мест. Их принимали хорошо и
щедро одаривали представляемые ими монастыри или кафедры. Основная
помощь Московского государства долгое время состояла в первую очередь в
передаче щедрой милостыни. Но, начавшись с простой благотворительности, с
течением времени покровительство Москвы послужило усилению влияния на
восточных патриархов. Постепенно речь стала идти уже и о политическом
покровительстве, о необходимости защиты всех православных народов
Ближнего Востока. Очень тесные отношения завязались между Москвой и
Иерусалимом. В 1559 году, узнав от синайских старцев о бедствиях,
претерпеваемых христианами, Иван Грозный послал на Восток купца Ивана
Позднякова с щедрыми царскими подарками для всех восточных патриархов.
После тяжёлого периода Смутного времени отношения с Востоком
восстановились и в 1619 году Москву посетил Иерусалимский патриарх
Феофан. С этого приезда из Иерусалима стали поступать в Москву
регулярные грамоты о положении дел на Святой земле, о той упорной
борьбе, какая шла за право обладать святыми местами. Из Москвы поступали
средства Иерусалимскому патриархату для покупки и сохранения святых
мест в Палестине. В те времена Русское государство почти не имело
при иностранных дворах постоянных послов, которые бы на месте следили за
развитием политической ситуации. |
Человек часто берётся за перо отнюдь
не «самовыражения» ради (оно всего лишь следствие), а из-за того, что
его настойчиво преследуют какие-нибудь вопросы не слишком совместимые с
параметрами его души, не разрешаемые с лёгкостью на бытовом уровне.
Мне кажется, прочитавшие сборник стихов Ольги Сурновой,понимают, что за
строчками стоят проблемы жизни и в бОльшей степени, жизни вне Родины.
При всех несовершенствах написанного,качестве и объёме опыта
литературных навыков, автор искреннен, открыт. А это задевает читателя.
Думаю, не ошибусь,если скажу, что О.Сурнова не претендовала на
писательское звание. Но тем не менее, в том, что она писала было
индивидуальное интонирование, звучал голос её души. Сарнова обрела для
себя одну из истинных форм счастья – творческую речь. Творческий
акт сродни медитации, он позволяет вернуть себя себе, независимо от
внешних обстоятельств (заботы-хлопоты-беды...), выпрямляет «больные
позвонки». В любой, даже очень благополучной жизни,иной раз
происходит нечто, вынуждающее(пусть на время) отказаться от себя, с
чем-то смириться, в чём-то пойти на болезненный компромисс. Чаще всего с
этим приходится иметь дело людям, по воле судьбы оказавшимя в чужой
стране, обществе, где ох, как многое не-по-нят-но. И чтобы не выживать, а
жить, необходима гибкость. Как её приобрести, каждый решает сам. В
противном случае, придётся либо сломаться, либо жить в согбенном
состоянии, наносящем непоправимый ущерб личности. Ольга Сурнова
нашла для себя опору в слове. И мне кажется, что написание рифмованных
строчек было для неё вовсе не способом самоутверждения. С позиций
житейских, всё у Сурновой, что называется, как у людей: родилась,
училась, вышла замуж, сама детьми обзавелась,растила их. Но ей было
важно что-то ещё! Горы рукописей, над которыми работали наши
соотечественницы (И.Б.Атфе, Г.А.Абазид, Л.А.Декельбаб) - свидетельство
того, как русская женщина, чьей памяти мы посвящаем сегодняшний вечер,
старалась не потерять собственный голос.Это и есть самоозознание.
Самоосознание помогало Ольге Сурновой в нелёгкие моменты (пусть лишь для
себя самой) менять картину мира. А мир при всей объективности, для
каждого в отдельности таков, каким мы его умеем видеть. Наша
соотечественница, Ольга Васильевна Сурнова видела мир красивым и добрым.
___________________ Октябрь 2010г. |
| |