Русскоязычная диаспора в Сирии  ~ Форум


[ Личные сообщения() · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Форум » Детский мир » Дети рисуют. (Как расшифровать детские рисунки?)
Дети рисуют.
EllaraДата: Четверг, 18.11.2010, 13:01 | Сообщение # 1
Долгожитель
Группа: Пользователи
Сообщений: 436
Статус: Offline
По самому простому детскому рисунку можно рассказать о его семье, об обстановке в семье.
На последнем курсе института ( 2МОЛГМИ), я писала дипломную работу по психологии детей дошкольного возраста.К сожалению судьба распорядилась иначе, но тем ни менее , я работала целый год а детском лицее в Москве психологом.И тема детских рисунков мне очень близка.Всё , что знаю расскажу, поделюсь наблюдениями.


 
EllaraДата: Четверг, 18.11.2010, 23:31 | Сообщение # 2
Долгожитель
Группа: Пользователи
Сообщений: 436
Статус: Offline
Вот такую интересную статью я нашла по теме

Оценивая цветовую гамму детских картинок, следует обращать внимание вот на что:

Есть ли у ребенка достаточный выбор цветов, которые можно использовать? (известны случаи, когда ребенок рисовал «мрачный» рисунок только потому, что коробка карандашей была на всех одна, и ему как раз достался черный или серый).

Как часто использует какой-либо цвет ваш малыш? Всегда ли он выбирает преимущественно красный, к примеру, карандаш, или же это ситуационный выбор? С какими цветами он его комбинирует?

Так, согласно исследованиям А. Л. Венгера, темно-коричневые, серые и черные цвета в качестве преобладающих, постоянно выбираемых – признаки депрессивного состояния. Слишком много красного свидетельствует об актуальном (здесь и сейчас) состоянии тревоги, эмоциональной напряженности. Но если красный – постоянно предпочитаемый цвет, это может говорить о невротизации или повышенной конфликтности. Обилие красного в сочетании с темными тонами – возможная тревожная депрессия.

Какие тона вообще преобладают в рисунке – теплые или холодные? Избыток темно-голубых и фиолетовых цветов может говорить о сниженном настроении или просто о высокой чувствительности. Выполнение почти всех работ «в пастельных тонах» также говорит о чувствительности либо о тревожности как личностной особенности.

Использует ли ребенок всю палитру – либо его цветовая гамма обычно бедна и он ограничивается парой-тройкой цветов? Если это так, то можно говорить об астении, усталости, пассивности или даже о депрессии.

Каким цветом кто нарисован? Постоянно ли ребенок выбирает именно этот цвет для данного члена семьи, животного? Сравните серию рисунков, выполненных ребенком в разное время. Появился ли вызывающий вопросы цвет только как тенденция последних дней, или так было всегда?

Следующий важный момент – нажим на карандаш. Это – показатель психомоторного тонуса ребенка.

Если нажим слабенький, легкий, неуверенный – это говорит о робости, пассивности, астении (истощенности психики) малыша.

Если линии постоянно стираются – это свидетельство неуверенности, эмоциональной неустойчивости, тревожности. А когда штрихи делаются как бы эскизными – сначала легонькими штришками, потом наводятся жирнее – это попытка контролировать свою тревогу, взять себя в руки.

Если контуры изображений жирные, сильно продавливают бумагу, это может быть свидетельством эмоциональной напряженности, импульсивности. Ну а если карандаш рвет лист – это признак возможной конфликтности, агрессивности, либо просто возбужденного состояния или гиперактивности.


 
EllaraДата: Четверг, 18.11.2010, 23:32 | Сообщение # 3
Долгожитель
Группа: Пользователи
Сообщений: 436
Статус: Offline
Размер рисунков также немаловажен. В норме самый крупный объект рисунка занимает примерно 2/3 листа формата А4. Если рисунок человека или животного очень велик, занимает весь лист или даже выходит за его пределы (иногда ребенок переворачивает лист или приклеивает сбоку еще один, чтоб дорисовать то, что «не поместилось») – это может навести на мысль о тревожном или стрессовом состоянии малыша в данный момент (а еще такие рисунки характерны для импульсивных и гиперактивных деток). А вот малюсенький рисунок часто говорит о низкой самооценке или депрессии. Если же размер рисунков непостоянен – ребенок эмоционально нестабилен.

Задуматься заставит и расположение рисунка на листе. Рисунок в верхней части листа свидетельствует о высокой самооценке (либо о склонности к «витанию в облаках»), а вот мелкий размер в сочетании с расположением «внизу» может говорить об эмоциональном неблагополучии. Помните рисунок «очень одинокого петуха», который нарисовал Карлсон? Крошечное нечто в нижнем уголочке листа – и больше ничего…

Обратите внимание также на то, насколько тщательно нарисовано изображение, насколько оно детализировано. Если подробностей много – у ребенка, скорее всего, живое воображение, творческая направленность (хотя возможно, он просто демонстративен). Однако всмотритесь, какого рода все эти детали – если они однотипны и количество их велико (к примеру, ребенок не поленился нарисовать 39 пуговиц на мундире солдата или 154 чешуйки на рыбе) – это может быть свидетельством тревожности, ригидности, перфекционизма.

Важен и темп работы ребенка: если малыш рисует медленно, но старательно – значит, таковы особенности его темперамента, а вот медленное и вялое, без интереса рисование – признак пассивности, истощенности нервной системы или депрессивного состояния. Высокий темп говорит о том, что перед нами активный живчик. Если же при этом рисунок размашист и неаккуратен – ребенок, скорее всего, гиперактивен (либо негативно настроен и стремится поскорей «отвязаться» от вас и сделать все побыстрее и кое-как).

Подсказкой будут реплики ребенка во время работы. Если малыш делится в процессе создания сюжета своими мыслями, рассказывает о том, что рисовать любит – он настроен положительно и, скорее всего, психологически благополучен. Если малыш постоянно уточняет, что и как «правильно» надо делать – это маленький перфекционист, и/или он тревожен и не уверен в себе. Ну а если просьба нарисовать что-либо вообще воспринимается «в штыки», либо сопровождается нытьем вроде «скучно», «надоело», – это может объясняться и робостью, и усталостью, и негативизмом, и неумелостью в общении, и стремлением уйти от трудностей.

Еще раз хотелось бы предостеречь от скоропалительных выводов о состоянии ребенка на основе одного признака: только если вы видите «симптомы» тревожности или депрессии в нескольких элементах сразу, и тем более – в разных рисунках, можно делать какие-либо выводы. Однако и в этом случае надо воспринимать ситуацию в общем контексте: к примеру, если нарисованное существо тщательно заштриховано – это, конечно, может быть признаком тревожности и неуверенности. Но может быть также и свидетельством того, что ребенок посещает художественную школу и его там уже научили, «как рисовать правильно», т.е. передавать штриховкой оттенок и объем.

Чрезвычайно важным в рисунке является сюжет и то общее впечатление, которое он производит. Конечно, впечатление – дело тонкое: маму, допустим, картинка чем-то расстроит, а папу – вполне устроит. Однако есть такие рисунки, которые безусловно производят тягостное впечатление на любого зрителя: изображения сцен насилия, ран, крови, асоциальных сюжетов, агрессивных, «вооруженных изо всех сил» персонажей или же существ совершенно непропорциональных, с грубыми искажениям формы и пропорций (явно не по возрасту). Все это, по утверждениям признанных мастеров исследования детского рисунка Дж. Дилео и А. Л. Венгера, – признаки неблагополучия. Однако, повторюсь, – лишь признаки, и об истинном положении вещей следует судить, только тщательно проанализировав множество факторов.
Источник:"Школа жизни.ру"


 
EllaraДата: Четверг, 18.11.2010, 23:34 | Сообщение # 4
Долгожитель
Группа: Пользователи
Сообщений: 436
Статус: Offline
Что же еще мы можем «увидеть» в изображении?

По мнению А. Л. Венгера, Дж. Дилео, Ф. Гуденаф, М. З. Друкаревич и других исследователей рисуночных методов психодиагностики, это, как правило:

• уровень общего умственного развития (насколько «по возрасту» выполнен рисунок);

• активен ребенок или пассивен;

• каково его умение планировать свои действия и уровень самоконтроля, имеется ли импульсивность;

• что для него характерно – эмоциональная неустойчивость (лабильность) или, напротив, «косность» (ригидность);

• имеется ли тревожность (как личностная черта) и тревога (как состояние на момент обследования);

• наличие у ребенка страхов;

• есть ли депрессивные тенденции;

• каковы особенности его реакции на стресс (агрессия, уход в себя, что-то еще);

• каков у ребенка уровень агрессивности (а также каковы ее формы: физическая и вербальная, защитная и невротическая агрессия);

• что характерно для ребенка – направленность на общение (экстравертность) или, напротив, на свой внутренний мир (интровертность); преобладание рационального или эмоционального подхода к миру;

• есть ли склонность к демонстративности поведения;

• насколько удовлетворена потребность в общении, а также имеется ли, напротив, избегание общения (аутизация);

• степень социализированности ребенка (адаптации к обществу) и конформности (умения приспосабливаться к людям);

• наличие антисоциальных тенденций;

• отношение ребенка к сексуальной сфере;

• отношение его к семье в целом и к отдельным членам семьи.


 
lunalanaДата: Воскресенье, 20.03.2011, 11:13 | Сообщение # 5
Душу, как и книгу, кому попало не отдавай - порвут
Группа: Администраторы
Сообщений: 514
Статус: Offline
Как научить ребёнка рисовать.Можно и самому научиться.
Прикрепления: 0208567.jpg (34.5 Kb) · 0285553.jpg (36.2 Kb)


Народная мудрость:"Будешь на форумчан гнать,скоро забанишься!!!"
 
rassvetДата: Понедельник, 21.03.2011, 12:40 | Сообщение # 6
Постоялец
Группа: Пользователи
Сообщений: 45
Статус: Offline
Quote (Ellara)
важный момент – нажим на карандаш

Если ребёнок рисует на компьютере в графической программе "paint", то это действие сильно отличается от рисования карандашом.


 
lunalanaДата: Вторник, 22.03.2011, 09:10 | Сообщение # 7
Душу, как и книгу, кому попало не отдавай - порвут
Группа: Администраторы
Сообщений: 514
Статус: Offline
Комп не даёт навыки по развитию мелкой моторики руки.Потом это отражается на письме и плохом почерке.У нас так и получилось.На компе с 3-х лет:игры,рисование,развивающие игры,а в школе теперь голова соображает,на доске хорошо пишет,а в тетради,"как курица лапой" и не усадишь.Так что,руку набиваем,письмом в тетради.

Народная мудрость:"Будешь на форумчан гнать,скоро забанишься!!!"
 
Форум » Форум » Детский мир » Дети рисуют. (Как расшифровать детские рисунки?)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:


Клуб "Родник" © 2024